Товары и услуги
 
Как проехать

Особое мнение

 

Многие утверждают, что там, где появляется цивилизованный торговый объект, рынки уступают практически без боя. И это процесс, который сейчас происходит во многих регионах. Но уступили ли рынки в современных мегаполисах первенство гипер- и супермаркетам на самом деле?

 

ДА ИЛИ НЕТ?

Поначалу на этот вопрос можно было дать утвердительный ответ, даже не задумываясь. Покупателей увлекла новизна формата совершения покупок, и они ринулись отовариваться в магазины с огромными торговыми площадями и большим перечнем продуктов.


- Знаете, это если раньше люди выезжали на рынок за всем и сразу – от мяса до новых сапог и лампочек, то сейчас всё это можно купить в одном крупном гипермаркете, - как-то поделилась мыслью одна знакомая. Хотя у одесситов есть, всегда, на всё особое мнение.

- Супермаркеты, конечно, здорово, без них трудно представить себе будущее торговли, но невозможно также представить нашу Одессу-маму без базаров: знаменитых Привоза, Нового рынка, Северного и Южного, - возразил ей собеседник, - Я даже не сомневаюсь, что они останутся, и посетители на этих рынках будут всегда. Другое дело, что базары будут преображаться и дальше.

Что ж, рассмотрим все плюсы и минусы таких видов торговли. Большие объёмы продаж позволяют играть на самой чувствительной потребительской струне – цене. От этого выигрывают и гипермаркет, и покупатель. А их в последнее время открылось не мало. И кто только не пытается занять место под солнцем на нашей земле, прорываясь на её продуктовый рынок! В Одессе представлены различные торговые сети, и несмотря на мировой экономический кризис, проникновение на рынок продолжается. Это вовсе неудивительно. Ведь люди не перестанут кушать, ни при каких экономических обстоятельствах. Вполне возможно, пересмотрят содержание своей продуктовой корзины, подкорректируют свои запросы, но покупать продукты будут.
Вот здесь и развернётся полномасштабная борьба за покупателя. Предположительно, её выиграют и те и другие, заняв свой потребительский сегмент.
Уступят ли рынки, несмотря на свой достаточно широкий ассортимент и относительно низкие цены, место специализированному ритейлу? Этот вопрос мы попросили прокомментировать специалиста.

- Безусловно, рынки останутся, - прокомментировал ситуацию директор известного не только в городе, но и далеко за его пределами Нового рынка Сергей Колодько. – Пусть и облачённые в современные конструкции, оснащённые необходимым для качественной торговли оборудованием. Но остаётся и манера, и колорит южного торга со всеми присущими им красками. У нас уже сложился свой круг покупателей, которые любят походить по базару, сравнить цены, убедиться в качестве и поторговаться. Они уверены, что здесь всё свежее и их не обманут. Ведь Новый рынок уже давно стал своего рода клубным заведением. К продавцам приходят как к родственникам.

НОВЫЕ ФОРМАТЫ

Что касается вымирания базарчиков, то на самом деле стихийная торговля в Одессе действительно сходит на нет. Способствуют этому и шаги городской власти по её упорядочению. Все реже вы обнаруживаете места на одесских улочках, где на расстеленной газетке лежит предлагаемый товар. Такие торговцы теперь ищут себе торговые места на официальных одесских рынках, которые гарантируют соблюдение санитарных норм, могут проконтролировать правила ведения торговли.
А администрации рынков, не желая терять своих постоянных покупателей, начали производить реконструкцию торговых площадей. Они уверены, что это будет способствовать конкурентоспособности базаров. Одесские базары вообще изрядно преобразились, а образцом правильной реконструкции эксперты считают Новый рынок, этапы реконструкции которого включали в себя много пунктов.
- На данный момент, - говорит директор рынка Сергей Миронович, - площадь выложена плиткой, контейнеры заменены отапливаемыми магазинами, к которым подведены водопровод, канализация и отопления. Приведены в порядок входы со стороны цирка и улицы Конной. К тому же, на том месте, где в дореволюционные времена был расположен православный храм, сейчас ведётся строительство часовни, проект которой разработан и согласован с властями.

- Как отреагировали на такие изменения предприниматели рынка?

- Для продавцов обеспечены условия, позволяющие качественно сохранять скоропортящиеся продукты, - рассказывает продавец мёда Лилия. – Меня всё устраивает. Я плачу арендную плату за пользование местом, и больше никаких проблем у меня нет. До наступления кризиса торговля была хорошая, выручка вполне приличная, семью прокормить могла. А сейчас всё зависит от покупательской способности одесситов.
Одесситы же утверждают, что им импонирует то, что после ремонта рынок не утратил своего колорита.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

А каким видится одесситам будущее рынков? На этот вопрос ответил один из арендаторов Нового рынка, Алексей, специализирующийся на продаже овощей:

- Возможно, что через пять лет рынки у нас останутся в том виде, в каком они существовали раньше. Это будут сельскохозяйственные рынки, куда люди приходят и продают излишки той продукции, которую они вырастили на своих приусадебных участках. Тем более что супермаркеты вытесняют всю мелочёвку. Думаю, в итоге расклад будет таким: сетевые магазины, магазины у дома и рынки. И каждая форма торговли будет обеспечена своим покупателем.

- Знаете, если говорить о развитии будущего торгового ритейла, то рынки и базары будут играть немаловажную роль в построении экономики нашего государства. Мировая практика показывает, что прибыль в бюджете обеспечивают отчисления предприятий среднего и малого бизнеса, на долю которых приходится около 80% рынка торговли. Поэтому нам есть куда развиваться и искать новые формы сотрудничества с поставщиками и предпринимателями, - убеждён президент концерна «Веселка» Эдуард Хачатрян.
На самом деле все обстоит именно так – потенциал украинского рынка ритейла всё ещё считается достаточно высоким. Специалисты утверждают, что нынешний дефицит практически всех торговых форматов, и в частности гипермаркетов, позволит работать в этой нише ещё не одному игроку. Другой вопрос, какое количество людей останется работать в структурах этих форм торговли, смогут ли они сохранить весь свой персонал. По мнению аналитиков, к концу года в «непродуктовых» сетях будет уволено не меньше 20-30% сотрудников. Прежде всего «на воздух» уйдут продавцы-консультанты и кассиры.

- Ситуация на рынке труда сейчас действительно непростая, многие специалисты остаются без работы.  Работодатели ищут безболезненные для себя варианты увольнения сотрудников. Ведь массовые кадровые чистки только начались, а пик придётся на начало следующего года. На этом фоне наше предприятие выглядит совсем иначе, - подчёркивает Эдуард Георгиевич. Мы не просто сохранили все рабочие места. За последний месяц мы увеличили их ещё на 100 позиций. На сегодняшний день это непростое достижение, и думаю, одесситы и городские власти оценят наши старания.
Появление новых рабочих мест вполне можно объяснить. Дело в том, что уже в самом начале кризиса часть потребителей изменила привычку покупать продукты в ближайшем магазине и стала ездить за покупками на городские рынки. Во-первых, они уверены, что товар там не залежавшийся, во-вторых, люди стали куда экономнее, чем пару месяцев назад, а значит, они хотят поторговаться, в надежде хоть немного снизить цену на покупаемые товары. А как известно, в супермаркете этого не сделаешь.
Впрочем, ко всем факторам может добавиться и ещё один – некоторые магазины могут просто закрыться. Дело в том, что в условиях кризиса сети собираются воспользоваться и стандартным антикризисным набором. Во-первых, планируют избавиться от торговых точек, не приносящих прибыль. Последние годы торговые компании и не скрывали, что не все их магазины рентабельны, но дотировали их ради сохранения оборотов и доли на рынке. И здесь некоторые менее гибкие в ценовой политике магазины могут проиграть бой за покупателя. Рынкам же и базарам легче варьировать ценами, поэтому им легче будет удержаться на плаву. Ведь самые рациональные хозяйки ходят на вечерние базары, где продукты можно купить дешевле. А значит, одесские базары всё так же будут предоставлять возможность своим постоянным покупателям не изменять своим привычкам.

Олеся ОЗАРИНСКАЯ