Товары и услуги
 
Как проехать

Из истории Одессы

 

Во время Русско-турецкой войны 1787—92 годов русские войска вытесняли турецкие войска из района северо-западного побережья Черного моря. После падения Очакова первоочередной задачей становится захват крепости Хаджибей (Гаджибей, Качибей). Подготовка началась летом с 1789 года.  В сентябре к стенам крепости подошел передовой отряд русских войск под общим командованием генерал-майора де-Рибаса. В состав этого отряда входили: один батальон Троицкого пехотного полка во главе с командиром полка полковником Хвостовым, Николаевский гренадерский батальон во главе с командиром секунд-майором Воейковым при батальонных, полевых и осадных орудиях, а также три конных и три пеших полка казаков Черноморского войска под командованием войскового атамана Захария Чепеги и войскового судьи Антона Головатого при шести пушках.

14 (25) сентября 1789 года де-Рибас принял решение начать штурм крепости, не дожидаясь подхода основных сил. Расчет был как на внезапность, так и на слаженность действий всех отрядов. В считанные минуты батальон полковника Хвостова, где находился и де-Рибас, овладел крепостью.

По Ясскому мирному договору 1791 года Хаджибей отошел к России. После заключения Ясского мира было решено включить Хаджибей в III-ю оборонительную или Днестровскую линию (эта линия обороны должна была прикрывать новую русскую границу со стороны Бессарабии, в ее состав должны были входить 3 крепости: Тираспольская, Овидиопольская и Хаджибейская), построить здесь новую крепость и сделать Хаджибейский рейд местом стоянки Черноморской гребной флотилии. Общий надзор за возведением крепостей был поручен А.В.Суворову. Непосредственное руководство строительством было возложено на де-Рибаса (теперь уже вице-адмирала)  и инженера Франца де-Волана.

Проект, предложенный де-Воланом, предполагал создать здесь крепость на 120 орудий и 2000 человек гарнизона. Во исполнение этого плана в 1792-1793 г.г. на территории нынешнего парка имени Т.Г.Шевченко была построена крепость и портовый карантин. Крепость не сохранилась, но стены и башня карантина, примыкавшие к возведенной крепости, существуют и поныне.

Впоследствии, однако, в развитии Хаджибея произошел коренной поворот.  На его месте решили строить военный и торговый порт на Черном море. Первоначальные планы были строить такой порт в Херсоне или Николаеве, но замерзающие и мелководные устья рек в тех городах заставили искать иного места. Заслуга де-Рибаса и де-Волана в том, что они поняли сами и убедили Екатерину II, что лучшего места, чем Хаджибей, не найти.

27 мая (7 июня) 1794 года последовал Высочайший рескрипт об устроении города и порта в Хаджибее. Новому городу давались привилегии: освобождение на 10 лет от налогов, военных постоев, выдача ссуды из казны поселенцам на первое обзаведение, разрешение сектантам совершать свои богослужения и строить свои церкви.

22 августа (2 сентября) 1794 года в торжественной обстановке были заложены каменные фундаменты первых городских и портовых строений. В самом начале 1795 года, по ассоциации с названием греческого поселения Одесосс, когда-то находившегося не левом берегу Тилигульского лимана, Хаджибей был переименован в Одессу. 

С первых дней существования города начали действовать таможня и карантин, с 1795 года - магистрат, исполнительным органом которого стала с 1796 года шестигласная дума. В 1797 -1802 г.г. Одесса входила в состав Новороссийской губернии, а в 1805 году стала центром Новороссийского края (этот статус Одесса официально сохраняла до 1874 года).

Строился город довольно быстро, и в 1803 году был выделен со своими окраинами в отдельную административно-территориальную единицу - Одесское градоначальство.

Процесс дальнейшего восхождения города несколько затормозился при императоре Павле, который издал неблагоприятные для Одессы приказы. "Одесский порт по неудобности его, - значилось в приказе от 30 марта 1797 года, - не будет отделываться на такой конец, чтобы быть ему военным портом..., а окончатся только начатые строением...". 9 января 1800 года магистрат отметил, что "со временем может прекратиться и распространяющаяся (здесь) торговля". Только поездка в Санкт-Петербург делегации одесских (в первую очередь - греческих) купцов с даром апельсинов для Павла Первого позволила несколько сгладить непрятие Одессы императором (в память о такой находчивости одесситов в Одессе ныне установлен памятник Апельсину).

Положение существенно изменилось, когда в 1800 году на престол вступил Александр Первый. Одесса снова пошла в рост, стали возводиться великолепные дома, город стал благоустраиваться. Не удивительно, что ныне одна из центральных магистралей города носит наименование "Александровский проспект".

Исключительно важную роль в развитии города сыграли его первые градоначальники: герцог .Ришелье (1803-1814), граф Ланжерон (1814-1823), князь М.Воронцов (1823-1844). Памятники этим и другим основателям Одессы украшают ныне площади города, их имена увековечены в названиях его центральных улиц.

Выдающуюся роль в развитии Одекссы сыграл также Г.Г.Маразли, служивший градоначальником Одессы в 1878-1895 г.г.  Именно на этот период приходится расцвет Одессы, ставшей крупнейшим городом юга России, неофициальноой столицей всей Новороссии. Были сооружены многие дворцы, особняки, общественные здания, образовавшие великолепные архитектурные ансамбли.

Уже при А.Ланжероне Одесса стала играть главную роль в Украине и на юге России в продвижении на зарубежные рынки. В 1815 году на Одессу приходилось свыше половины грузооборота всех черноморских и азовских портов России.

Введение в 1819 году порто-франко - свободного беспошлинного ввоза и хранения импортных товаров - весьма благоприятно сказалось на жизни и развитии города. Просуществовав 40 лет, оно положительно повлияло на рост торговли, увеличение оборотов, в частности, экспортных. В 1830-1850 годах Одесский порт становится самым большим портом на Черном море и в Российской империи по вывозу пшеницы.

В 1811-1812 г.г. и в конце 20-х годов XIX века Одесса пережила тяжелое время в связи с русско-турецкой войной и вспышками чумы, а в 1833 году - из-за страшного неурожая. Но вскоре поправилась, увеличила свои торговые обороты, быстро росло население.

Уже в 1829 году здесь проживало 53 тысячи человек, а в 1859-м насчитывалось 111 тысяч. В составе населения преобладали украинцы и русские. Много было также болгар, молдаван, евреев, греков, итальянцев, французов.

Режим порто-франко, сыгравший громадную роль в развитии торговли и росте города Одессы, со временем стал серьезным тормозом промышленного развития. В связи с этим в 1859 году порто-франко было отменено.

Городские власти большое внимание уделяли внешнему облику Одессы - "южному окну Российской империи в Европу". Она - один из немногих городов Украины, который строился по заранее (и удачно) разработанному плану. В его основу легли разработки Франца де-Волана, осуществляемые с 1803 года с небольшими изменениями. Город сооружен с прямоугольной сетью улиц, с выделением основных магистралей и площадей. Административным центром его стал Николаевский (ныне - Приморский) бульвар - одно из красивейших мест Одессы. От него к морскому порту вниз была проложена в 1834-1841 годах уникальная лестница, получившая после революции 1917 года наименование Потемкинской (но не в честь князя Потемкина, а в честь восставшего броненосца "Потемкин").

В связи с Крымской войной 1853-1856 гг. темпы роста города несколько замедлились. Одесса оказалась в зоне боевых действий и пострадала от бомбардировок англо-французской эскадры, пытавшейся высадить в городе десант. Встретив стойкое сопротивление береговой артиллерийской батареи, эскадра вынуждена была отойти, оставив на мели английский фрегат. Пушка, снитая с этого фрегала, и поныне стоит на Думской площади Одессы как память о героической защите города во время Крымской войны.

Во второй половине XIX века развитие экономики города пошло быстрыми темпами. Этому способствовали новые производственные отношения, возникшие в стране после отмены крепостного права, рост предпринимательства. Открытие железнодорожного движения между Одессой и Балтой (1865), Елисаветградом (1869) и Киевом (1870), связавшее город с внутренними районами Украины, включило его и во всероссийскую железнодорожную сеть. А строительство Суэцского канала (1869) открыло более выгодные морские пути из Одессы к портам Южной и Восточной Азии. Российская империя получила устойчивую связь с Дальним Востоком.

Все это заметно сказалось на росте грузооборота Одесского порта. Если в 1862 году через него прошло товаров на 37 миллионов рублей, то в 1893 - на 128 миллионов. В 1903 году грузооборот достиг 174 миллионов рублей. Одесса стала вторым портом Российской империи после Петербурга. Порт был значительно расширен и технически переоборудован.

Возрастает в жизни Одессы и роль промышленности. К 1900 году количество промышленных предприятий достигло 486. Но все же преобладал торговый капитал. Только с появлением конкурентов - Николаевского, Херсонского и Новороссийского портов - оборот Одесского порта несколько уменьшил темпы своего роста и постепенно становился сравнимым с промышленным капиталом Одессы, который в это время усиленно шел на подъем.

В ногу с развитием промышленности шагал и рост населения города. Так, если в 1875 году в нем числилось 193 тысячи человек в 1897 - 404 тысячи, то в 1914 - 669 тысяч человек.

Одновременно с ростом населения во второй половине XIX и начале XX вв. интенсивно велось строительство. Возводились общественные здания, жилые дома, сооружения торговли и объекты культуры. В 1894-1907 г.г. были, в частности, построены новая биржа (ныне филармония), археологический музей, пассаж, научная библиотека и многое, многое другое. Вдоль морского побережья от порта на юг росли дачи и виллы. В центральной части города благоустраивались улицы и площади, строились фундаментальные здания банков, гостиниц и др.

К сожалению, между благоустроенным центром и запущенными окраинами возник разительный контраст.  Даже в наши дни многие улицы и переулки окраинных кварталов остаются неблагоустроенными.

В 1873 году в торжественной обстановке был открыт водопровод Днестр-Одесса, во многом решивший проблему водоснабжения города, а в 1877 году вступила в строй канализация - первая в Российской империи.

В начале XX века Одессу охватил промышленный кризис, из которого она стала выходить в 1910 году. Но вспыхнувшая в 1914 году первая мировая война резко затормозила этот процесс. Почти прекратилась внешняя торговля через порт, сократился выпуск продукции на экспорт.

Чтобы понудить промышленников работать на войну, в 1915 году были созданы военно-промышленные комитеты. Приспосабливая производство к выполнению военных заказов, владельцы заводов достигли многого: увеличился, в частности, выпуск изделий металлообрабатывающей промышленности. Удельный их вес в 1917 году достиг 44 процента против 12 процентов в довоенное время.

Одесса уже в первые десятилетия своего существования становится значительным культурным центром Украины. Открытый в 1817 году Ришельевский лицей в 1865 был реорганизован в Новороссийский (ныне Одесский национальный) университет. В 1825 году создан первый в Украине музей древностей - нынешний археологический музей; в 1839 году образовано Одесское общество истории и древностей; в 1871 - была открыта астрономическая обсерватория, в 1886 - первая в Российской империи бактеорологическая станция, в 1899 - музей красных искусств, ныне художественный музей, в 1905 году - первая в Росии винодельческая станция, в 1908 - первый в стране аэроклуб, в мастерской которого в 1912 году было построено около 20 аэропланов различных систем.

Одесса занимает видное место в развитии театрального искусства и музыкальной культуры. Уже в 1803 году тут осуществлялись любительские театральные представления, в 1810 - открылся городской театр. В ночь на 2 января 1873 года пожар полностью уничтожил его. На том же месте в 1883-1887 гг. было возведено нынешнее здание театра оперы и балета, до сих пор принадлежащее к лучшим театральным сооружениям мира.

На одесских театральных площадках наряду с итальянскими, французскими труппами выступали украинские и российские. В 1871 году здесь начал свою театральную деятельность корифей украинской сцены М.Кропивницкий, позже ставили свои спектакли известные труппы М.Старицкого и П.Саксаганского. В 1897 году открылось музыкальное училище, на базе которого в 1913 году была создана консерватория. Во второй половине XIX - начале XX вв. в Одессе жили и работали видные украинские композиторы П.Нищинский, П.Сокальский, Н.Аркас. В 1887 и 1893 г.г. здесь побывал великий русский композитор П.Чайковский, чьи произведения ставились на сцене театра оперы и балета.

Много сделала Одесса для развития изобразительного искусства. В 1865 году в городе действовала рисовальная школа, реорганизованная в 1885г. в среднее учебное заведение, а в 1889 - в художественное училище (ныне Одесское государственное художественное училище), возглавляемое выдающимся художником и педагогом К.К.Костанди. В 1890-1922 г.г. существовало Товарищество южнороссийских художников.

Городу принадлежит видная роль в развитии литературы и издательского дела. Более года (с 3 июля 1823 по 31 июля 1824 гг.) в Одессе жил А.С.Пушкин, оказавший огромное влияние на литературный процесс; спустя год - с февраля по ноябрь 1825 года - жил польский поэт Адам Мицкевич. В первой половине XIX века жили и работали писатели В.Туманский, А.Подолинский, писательница Е.Ган. Дважды побывал в Одессе Н.В.Гоголь. С Одессой многие годы поддерживал связь великий украинский поэт Т.Г.Шевченко; здесь работал известный украинский библиограф и лексикоограф Ф.М.Комаров. По его инициативе в Одесском университете в 1906 году начал читать лекции по истории Украины на украинском языке М.Г.Грушевский. Неоднократно бывали в Одессе украинские писатели И.Я.Франко, Леся Украинка, М.М.Коцюбинский, русские писатели А.И.Куприн, И.А.Бунин; здесь жил и работал еврейский писатель Менделе Мойхер-Сфорим, в конце XIX века находились Шолом-Алейхем и классик болгарской литературы Иван Вазов.

С Одессой связаны имена многих декабристов. Уроженцами города были декабристы братья Поджио, А.О.Корнилович, Н.Я.Булгари. Здесь жили П.И.Пестель, братья Муравьевы-Апостолы и другие. "По всему видно, - говорил император Николай Первый, - в Одессе должно быть логово заговорщиков".

В 1870 году Одесса стала одним из центров народников, готовивших покушение на царя Александра Второго. Здесь в 1875 году была создана первая в Российской империи рабочая политическая организация "Южнороссийский союз рабочих", а в 1905 году сюда пришел восставший броненосец "Потемкин", В конце XIX века в Одессе впервые праздновали 1 Мая. Расширяли свою деятельность социал-демократические кружки, образовался Одесский комитет РСДРП, а в 1904 году - Южное бюро ЦК РСДРП. В годы первой русской революции Одесса становится одним из центров политической борьбы на Украине. В ноябре 1905 года был создан Одесский совет рабочих депутатов, усиливалось забастовочное движение.

После февральской революции 1917 года в состав Одесского Совета рабочих депутатов вошли представители армии и флота, были созданы Совет солдатских и офицерских депутатов. Одесский Совет матросских и офицерских депутатов. Образовались Пересыпский, Слободской, Дальницкий, Железнодорожный, Александровский районные Советы.

Наряду с Советами существовали местные органы Временного правительства - правительственный, военный и морской комиссариаты; в апреле создана Одесская украинская Рада - орган Центральной Рады. Как и в других районах страны, в Одессе установилось двоевластие. В ноябре-декабре шли бои между украинскими соединениями - гайдамацким кошем и большевистски настроенными красногвардейцами. В декабре 1917 года Одесса была провозглашена "вольным городом".

В январе 1918 года власть в городе установилась советская власть, была провозглашена Одесская советская республика. Однако уже в марте Одессу заняли австро-немецкие войска, которые находились здесь до ноября 1918 года.

После ухода австро-немецких войск Одесса перешла в подчинение Директории, но уже в конце декабря город оккупировали франко-англо-греческие войска, находившиеся здесь до апреля 1919 года, когда войско И.Григорьева, перешедшее от Директории на сторону большевиков, изгнало их. С августа 1919 года по февраль 1920 Одессу занимали войска генерала Деникина.

7 февраля 1920 года в город вступили части Красной Армии. Была установлена Советская власть. Одесса стала центром Одесской губернии, позднее - округа, а с 1932 года - области.

Бурные события 1917-1920 гг. имели разрушительный характер и нанесли Одессе большой урон. Многие предприятия и четвертая часть домов были разрушены, прекратилась внешняя торговля, значительно уменьшилось население, часть которого оставила город перед приходом к власти большевиков, эмигрировав в зарубежные страны. В 1920 году в Одессе насчитывалось 428 тысяч человек. Большие опустошения принес голод 1921-1922 гг. В 1924 году в городе осталось только 324 тысячи, то есть половина населения довоенного времени.

В 1920 году была проведена национализация городской промышленности. Ускоренными темпами велись восстановительные работы. Постепенно подымались из руин заводы и фабрики, возрождался Одесский порт, коммунальное хозяйство. Перестраивалась экономика: вместо торговли, отошедшей на второй план, на первое место выдвинулась металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность. Было построено более 30 новых крупных предприятий, реконструировано много старых. Накануне Великой Отечественной войны в Одессе насчитывалось около 450 предприятий. В 1940 году одесская промышленность дала продукции в 8 раз больше, чем в 1913. Значительно увеличилось население. Если в 1926 году Одесса насчитывала около 430 тысяч жителей, то по переписи 1939 - более 600 тысяч. По численности населения Одесса заняла третье место в Украине после Киева и Харькова.

Работали электростанция, водопровод, предприятия бытового обслуживания. Появились новые больницы, поликлиники, на многих предприятиях открылись медицинские пункты. На курортах Одессы действовало уже 65 санаториев и 23 дома отдыха.

Важные изменения произошли в культурной жизни города. В 1925 году начался переход ко всеобщему начальному образованию. Развивались высшее образование и наука. На базе университетских факультетов в 1921-1922 гг. были созданы институты: медицинский, народного хозяйства, народного образования; немного раньше - в 1918 году возникли институты политехнический, сельскохозяйственный, мукомольный. Сейчас большинство из них имеют статус университетов и академий (в том числе национальных).

По материалам moigorod.od.ua