Товары и услуги
 
Как проехать

Архитектор

 

Аркадий Дмитриевич Тодоров.

 

 Становление капиталистических отношений в России сопровождалось бурным ростом промышленности. Этот неукротимый рост существенным образом менял облик городов, в том числе и нашего города. Одесса стала к концу XIX века не только городом торговли, но и городом производящим.

Совершенствовалась технология металлообработки, основных отраслей легкой и пищевой промышленности. Как следствие этого, перед инженерами и архитекторами возникал ряд серьезных задач, связанных с проектированием промышленных зданий и сооружений. Так на рубеже века формировалось  промышленное зодчество, оперирующее самыми передовыми строительными приемами и новейшими материалами. Не зря крупнейшие мастера архитектуры считали с тех пор почетным участие в развитии этой специфической области зодчества.

Не был исключением и наш город. Достаточно вспомнить, что целый ряд фабрик и заводов строился по проектам таких ведущих архитекторов, как Л.Л.Влодек, П.У.Клейн, А.Б.Минкус, Б.А.Бауэр и др. Признанным мастером промышленного зодчества в Одессе был Аркадий Дмитриевич Тодоров.

В 1878 г. двадцатишестилетним он приехал в наш город. За плечами было оконченное двумя годами раньше столичное Строительное Училище. До 1879 г. А.Д.Тодоров работал архитектором при Обществе Взаимного Страхования, а затем был назначен в Херсонскую епархию.

В начале своей деятельности молодой зодчий, как и большинство его коллег, в основном занимался проектированием и строительством жилых зданий. Его постройки по ул. Ришельевской, 64 и Малой Арнаутской, 98 (1881), по ул. Княжеской, 2 (1899, с худ. А.X.Швайкевичем) можно назвать вполне обычными для Одессы тех лет. Традиционные приемы проектирования жилья, впрочем, применял архитектор и в дальнейшем. Пример тому - жилой дом по ул. Пантелеймоновской, 97 (1914).

Решающее значение в творчестве А.Д.Тодорова сыграла разработка ряда общественных зданий большой вместимости, следовательно - требующих значительных пролетов несущих конструкций.

Первым среди них стало типичное для своего времени здание ночлежного приюта на ул. Старопортофранковской, 28 (1881, после реконструкции здесь разместились лаборатории инженерно-строительного института). Объем мощного приземистого здания включал 7 больших "спален" на 70 (!) ночлежников каждая, вестибюль и читальню, умывальные комнаты.

В 1883 г. А.Д.Тодоров был избран городским архитектором Одессы.

В постройках церквей на Слободке-Романовке и у вокзала "Одесса-Товарная" (не сохранилась), при реконструкции старинной Святотроицкой церкви по ул.Екатерининской, 55 (1900-1908, здание построено в 1808 г, по проекту арх. Ф.Фраполли) и б. архиерейского дома по ул.Софиевской, 7а (1890-е) отрабатывались основные композиционно-конструктивные приемы зодчего. Крупные зальные объемы, перекрытые виртуозно рассчитанными конструкциями, подчеркнуты лаконичными фасадами.

В кристаллизованном виде приемы промышленного зодчества проявились при постройке А.Д.Тодоровым корпусов механических, железнодорожных мастерских на Ближних Мельницах (завод им. Январского восстания) скотобоен на Пересыпи (1899), на десятки лет предвосхитивших путь развития промышленной архитектуры в Одессе. Умело использовал мастер декоративные свойства кладки из камня-ракушечника и кирпича.

.Торговые корпуса

 К уникальным сооружениям такого типа можно отнести и крытые корпуса Нового рынка, построенные в 1896 г. Это два огромных павильона, высотой около 20 метров. Здесь все продумано до мелочей. Цокольный этаж занимали складские помещения, во фланкирующих входы затейливых башнях сосредоточились конторы. Просторные торговые залы хорошо проветриваются и освещаются.

 

Источник: Вечерняя Одесса, 28.12.1985.

Автор: В. Пилявский